В Воронеже внедрят новую систему безналичной оплаты проезда
В Воронеже внедрят новую систему безналичной оплаты проезда
Текст: Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Стационарные терминалы для оплаты проезда в общественном транспорте впервые появятся в столице Черноземья. Ими оснастят две сотни муниципальных автобусов. Воронежцы смогут оплачивать проезд не только на входе, рядом с водителем, но и в середине салона. Новый платежный оператор поможет развить билетную систему, чтобы горожане могли приобретать проездные абонементы и ездить с пересадкой на льготных условиях.
— Если ранее мы использовали на общественном транспорте обычный банковский эквайринг, то теперь будем реализовывать механизм транспортного процессинга, — отметил замруководителя управления транспорта мэрии Воронежа Максим Захаров. — Мы уже определились с вариантами оборудования, которое заменит устаревшие терминалы, и определили стратегические векторы развития системы оплаты проезда.
Конкурс на процессинговое обслуживание парка МКП МТК «Воронежпассажиртранс» на период до 31 января 2025 года выиграло ООО «СберТройка». Это совместное IT-предприятие Сбера и правительства Москвы. Вторым претендентом на контракт было АО «Газпромбанк», которое обеспечивает банковский эквайринг в воронежском транспорте с 2018 года. Однако его предложение оказалось менее выгодным для бюджета. При начальной (максимальной) цене контракта свыше 36,6 миллиона рублей «Газпромбанк» запросил за свои услуги почти 26,4 миллиона, а «СберТройка» — чуть более 26.
Победителю предстоит оборудовать терминалами 259 автобусов, имеющихся у муниципального перевозчика. С учетом подменного фонда предстоит купить по 315 мобильных и стационарных аппаратов. Первые будут, как и сегодня, расположены рядом с водителем. Вторые смонтируют на поручнях возле средней двери. При необходимости количество терминалов увеличат.
Оплачивать проезд можно будет наличными, банковской картой, смартфоном, «умными» браслетами и часами, брелоками и иными гаджетами с NFC, а в перспективе — транспортными картами и проездными (пока в Воронеже они не используются). В случае с приемом наличных средств понадобится нажать кнопку на терминале — программа зарегистрирует проезд пассажира и выведет на печать чек. Пассажиры, которые расплачиваются банковской или транспортной картой, смогут отслеживать все транзакции и пополнять счет в специальном веб-приложении.
Оборудование для приема средств победитель конкурса предоставит за свой счет. А вот за эквайринг будет получать от перевозчика процент с каждой транзакции — независимо от того, в какой форме пассажир оплатил проезд. Сумму, которую потребуется отдать в течение трех лет, определили исходя из предполагаемой выручки перевозчика: 1,1 миллиарда по безналичным расчетам и около 128 миллионов — по наличным.
Монтировать новые терминалы начнут в феврале. «Процесс оплаты станет удобнее за счет установки стационарного оборудования на каждом входе транспортного средства. Пассажиры смогут оплачивать проезд не только у водителя (как было ранее). На перспективу обсуждается введение абонементов, различных тарифов и транспортных карт», — пояснили «РГ» в пресс-службе «СберТройки».
Билетную систему на базе карты «Тройка» уже внедрили в нескольких регионах и городах. Помимо столицы и Подмосковья, где эта модель работает на всех видах городского транспорта, в межмуниципальных и речных перевозках, в обойму проекта попали Тульская, Ульяновская, Ленинградская и Ростовская области, Карелия и Кабардино-Балкария, Пермский край, Новосибирск, Новый Уренгой, Комсомольск-на-Амуре и Волжский.
Пользователи «Тройки» могут выбирать оптимальный для себя тариф: зональный, покилометровый, на разовую или комплексную (на нескольких видах транспорта) поездку. Также в системе существуют абонементы на определенное количество дней или поездок. Помимо городского наземного транспорта, метро, электричек и «Аэроэкспресса», картой можно оплачивать билеты в столичные парки и музеи, пользование велопрокатом и еще рядом сервисов.
Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта:
— На заседаниях Госсовета по транспорту была обозначена задача по развитию мультимодального билета, над которой мы активно работаем со Сбером и регионом. В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» внедряем российские технологии и решения на транспорте. Воронеж — передовой город, выбирающий современные сервисы для своих жителей. Оплата проезда в автобусах банковской картой на стационарном оборудовании позволит экономить время пассажиров при посадке и не отвлекать внимание водителя, а в дальнейшем — создавать больше оптимальных маршрутов и пересадок.